LEAN-подход в развитии бизнеса и решении производственных проблем
2021-01-19 17:43
Эффективность логистического объекта зависит от многих факторов. Одним из них является производственная среда, которая может серьёзно тормозить поток.
Повысить эффективность процесса помогает применение принципов и инструментов формирования эффективного рабочего пространства. Подробнее о них узнаем у Александра Ябелова, тренера SCM Академии. Александр имеет более 12 лет практической деятельности в области бережливого производства; реализации проектов по развитию производственных систем в различных отраслях.
Александр, что такое LEAN и какие инструменты решения производственных проблем он использует? Расскажите в двух словах.
Прежде всего стоит сказать, что английское слово lean переводится на русский язык как «сухой, постный, лишенный жира», или в переносном смысле – «поджарый, очищенный от всего лишнего». Как правило, используется в словосочетаниях «lean thinking» и «lean production», что в переводе на русский – «бережливое мышление» и «бережливое производство». Главное в этом случае - не воспринимать всё буквально.
ЛИН-методология применима как в производственной среде, так и в офисной работе, и в логистике, и сфере услуг. Нюансы применения - только в наборе управленческих инструментов, которые применяются в разных сферах. "Бережливое производство" - это не какой-то отдельный вид деятельности, это и есть сама деятельность, организованная на определенных принципах, на современной бизнес-философии.
LEAN-подход в себя вобрал достаточно много инструментов повышения производительности труда и рентабельности бизнеса. Однако было бы ошибкой воспринимать его только как набор методик. Использование их изолированно не даёт ожидаемого эффекта – это доказано многочисленной практикой. Только в системе, только при комплексном применении, основанном на уважении к людям, эти инструменты дают нужный эффект.
Какие самые эффективные, на ваш взгляд, инструменты LEAN применимы для российского бизнеса?
Эффективность тех или иных инструментов корректно рассматривать применительно не к российскому сектору экономики, а к конкретной компании. При этом один инструмент может быть востребован в конкретной отрасли, а в другой - вряд ли применим. Общими являются принципы, на которых компании базируют развитие:
понимать, какую ценность для потребителя создаём;
видеть поток создания этой ценности;
организовать плавное течение этого потока;
применять вытягивание;
непрерывно совершенствовать поток.
Ещё раз подчеркну, у каждой компании получается свой набор инструментов, которые она использует на этом пути. Однако, как правило, никто не обходится без инструментов решения проблем. Вот этот набор инструментов я бы назвал актуальным для российского бизнеса. Экспертизы в этой области российским менеджерам часто не хватает.
Разберите, пожалуйста, применение LEAN-инструментов на конкретном бизнес-кейсе. Что такое, к примеру, «доска решения проблем»?
Для начала, неплохо бы понять, насколько серьёзна проблема. Например, ситуация с перегоревшей в туалете лампой нужно решать, но для этого не нужно "огород городить" и собирать проектную команду - достаточно известить исполнителя, который имеет все ресурсы для устранения неисправности.
Таких ситуаций - мелких, но нужных - можно набрать очень много и на производстве, и на складе, и в офисе: повреждено лако-красочное покрытие; скользкие ступени; не работает розетка, закончился запас питьевой воды, закончились чернила в принтере, не открывается замок и тому подобное. Зафиксировать эти отклонения от нормы, устранить, а также проверить выполнение позволяет простая Доска решения проблем, в которой информация собирается в табличной форме.
Очень простое воплощение - расчерченный на бумаге шаблон, который потом заполняют вручную по мере необходимости. Заполнился один лист - берём другой. Другой вариант исполнения: на магнитной доске расчерчиваем такую же таблицу и заполняем (выполненные пункты просто стираются). Ещё один удобный носитель для такой “доски” - флипчарт. Его можно установить в любом удобном месте, и у сотрудников не будет сложностей при заполнении доски данными (значит, система будет регулярно получать сигналы, что можно улучшить).
Стоит отметить важный момент: в колонке "статус" используется PDCA-цикл, который позволяет отслеживать степень продвижения в решении вопроса. Сектора этого круга закрашивает исполнитель:
один сектор - "проблема понятна, изучена"
два сектора - "закуплены все материалы для устранения неисправности"
три сектора - "исправляющие действия выполнены"
четыре сектора - "выполнение работ подтверждается инициатором"
Последний пункт очень важен. Это своеобразная точка контроля. Нужно, чтобы инициатор запроса убедился, что его сигнал отработан. и отработан успешно. А исполнитель получит обратную связь от своего "заказчика". Для таких коммуникаций не требуются очные встречи, их можно делать дистанционно, за счёт визуализации. Так работает доска решения проблем - несложный и удобный инструмент для устранения простых отклонений от нормального состояния.
Почему так важно фиксировать точки контроля в процессе решения проблемы?
Это самый простой способ убедиться, что работа или её часть выполнена вовремя и в полном объёме. Если точки контроля расставить заранее при планировании изменений, это мобилизует исполнителя и организует заказчика работ: каждый будет понимать, когда и в какой форме предоставлять отчёт.
Точки контроля, расставленные по ходу реализации решения, помогут выявить отклонение по содержанию и срокам и внести необходимые коррективы. Если такие отклонения будут обнаружены ближе к завершению работ, повлиять на развитие событий будет труднее или дороже. Лин-подход учит всё делать вовремя.
Получите концентрацию полезных знаний по применению LEAN-методологии на бесплатном вебинаре SCM Академии 26 января!