Управление цепями поставок - сложный процесс планирования и управления в логистических и производственных процессах, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации. Специалисты этой сферы как мантру затвердили для себя базовый принцип управления цепями поставок: “Обеспечение оптимального уровня сервиса по минимальным затратам”. Давайте попробуем разобраться что же скрывается за этими словами, и что это значит для руководителей и специалистов работающих в области supply chain .
Задача подразделений цепи поставок сводится к нахождению баланса между уровнем сервиса, который необходим клиенту, и издержками на его обеспечение. При этом уровень сервиса (т.е. расхождение между ожиданиями и фактическими параметрами обслуживания) не всегда должен быть максимально возможным, но достаточным для удовлетворения потребностей клиента.
Задача оптимизации цепи поставок сводится к нахождению минимума функции затрат цепи поставок при соблюдении определенного набора параметров. К таким параметрам можно отнести:
скорость доставки,
соблюдение температурных режимов,
качество упаковки,
скорость оформления заявки
и проч.
Для решения этой задачи необходимо построение и расчет модели цепи поставок: определение оптимального расположения складов, расчет потребности в транспортных средствах и персонале, построение маршрутов доставки. Стоит отметить, что не существует единого оптимального решения этой задачи для любой организации — каждый случай индивидуален и зависит от типа продукции, особенностей производства и транспортировки, ожиданий клиента по уровню сервиса.
Однако разработанная и рассчитанная модель нуждается в постоянном пересмотре и усовершенствовании, вызванном изменениями во внутренней и внешней среде: уровне спроса, бизнес-процессах предприятия, законодательстве, ожиданиях клиента и проч. Задача менеджмента цепи поставок состоит в том, чтобы держать руку на пульсе и адаптировать модель под непрерывные изменения.
Кроме того, модель, какой бы полной и исчерпывающей ни была, не в состоянии учесть все факторы, которые оказывают влияние на цепь поставок и приводят к отклонениям от эталонного уровня сервиса. Эти факторы всегда есть и если с ними не работать, то цепь поставок будет далека от идеальной модели, а значит, компания будет терять деньги.
Ключ к решению проблемы лежит в управлении этими отклонениями, или риск-менеджменте. При этом способы идентификации, анализа и методы управления рисками зависят от их вида и возможного места возникновения в цепи поставок. Риск-менеджмент выглядит как список возможных рисков для компании с оценкой вероятности и ценой убытка. По каждому из рисков формируется план действий и сроки исполнения. Риски с большой вероятностью и суммами учитываются в бюджетном процессе и мониторятся на S&OP.
-----
О практических инструментах для построения и оптимизации цепи поставок вы сможете на онлайн Интенсив-курсе "Основы управления цепями поставок" от SCM Академии.
Всего за две недели вы обретете комплексное представление об управлении цепями поставок, изучите эффективные методы снижения расходов на логистику и повышения клиентского уровня сервиса, а также получите практические инструменты для расчета KPI и оценки сотрудников по матрице компетенций.