О преимуществах и рисках передачи логистических операций на аутсорсинг нам удалось побеседовать с экспертом SCM Академии Константином Шаткиным.
- Константин, расскажите, пожалуйста, какая практика применения логистического аутсорсинга уже сложилась на рынке? Насколько востребованы данные услуги? - Что такое аутсорсинг в логистике - это передача части либо всех логистических процессов на исполнение сторонней организации-аутсорсеру. Основная цель передачи на аутсорсинг: снижение затрат с кратным повышением уровня сервиса по передаваемым процессам. Для передачи на аутсорсинг необходимо соблюдение следующих правил:
Компания-аутсорсер должна специализироваться в той сфере деятельности, к которой относятся передаваемые бизнес-процессы. Персонал должен иметь соответствующую и достаточную квалификацию для оказания услуг.
Экономический эффект должен соответствовать уравнению «собственные затраты ≥ стоимость аутсорсинга». Достигается за счет специализации подрядчика, у которого бизнес-процессы выстроены максимально эффективно.
Уровень сервиса должен соответствовать уравнению «собственный сервис ≤ сервис аутсорсинга». Достигается за счет высокопрофессиональной организации бизнес-процессов аутсорсера.
Одним из главных приоритетов, который отмечают практически все компании, является вопрос финансовой эффективности. При этом логистика всегда находится в «тонусе» - ищет баланс между уровнем сервиса и стоимостью операций, и первая примеряет на себя новые инструменты оптимизации. В настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов оптимизации является передача непрофильных функций на аутсорсинг профильным компаниям. Еще 10 лет назад было не просто найти качественных и недорогих 3PL-операторов или даже транспортных компаний, которые могли покрывать необходимую территорию и соответствовать всем ожиданиям клиентов. А те, которые давали высокое качество сервиса, не давали положительного экономического эффекта за счет высокой стоимости услуг! Сегодня рынок аутсорсинговых услуг кардинально изменился – сервисные компании научились оптимально выстраивать свои процессы, да и конкурентная среда способствует постоянному снижению цен на услуги. Эффект масштаба и правильно сбалансированный портфель клиентов позволяет сервисным компаниям предлагать стоимость на конкретные услуги ниже, чем себестоимость этих операций в компаниях-производителей, где эти процессы являются не профильными. А условно узкая профессиональная направленность деятельности таких компаний-аутсорсеров позволяет добиваться наивысочайшего качества сервиса.
- Какие выгоды и какие риски несет передача логистических операций на аутсорсинг? - Помимо финансовой экономии от передачи непрофильных бизнес-процессов на аутсорсинг, есть еще как минимум три положительных эффекта: 1. Компания начинает фокусироваться на том, что действительно важно. Происходит реорганизация и сокращение звеньев управления, а высвобожденные ресурсы, в том числе персонал, можно направить на более приоритетные профильные задачи. 2. Перевод затрат из категории «постоянные» в категорию «переменные», это особенно важно в такие волатильные и переменчивые времена. 3. Передача материальной и репутационной ответственность за выполняемые функции на сервисную компанию. Например, при передаче текущего содержания железнодорожного пути на аутсорсинг, компания-аутсорсер несет ответственность за соблюдение нормативов содержания, контролируемых Федеральным агентством по железнодорожному транспорту.
Современные технологии позволяют сервисным компаниям полностью интегрироваться в системы заказчика (конечно, на условиях конфиденциальности и, если позволяет Политика по безопасности компании-заказчика) так, что весь механизм работает как единое целое.
Включение квалифицированного логистического провайдера в процессы Заказчика при формировании единого информационного пространства позволяет сократить операционные расходы Заказчика в диапазоне от 5% до 20%, а потребность в материальных ресурсах снизить в диапазоне от 5% до 30 %.
Что же касается рисков от передачи непрофильных функций на аутсорсинг, то они кроются в неправильном или неполном описании зон перехода ответственности в Регламенте взаимодействия сторон. Существует ошибочное мнение, что аутсорсинг — это обычное предоставление услуг компанией-подрядчиком. В действительности аутсорсинг – это интеграция услуг подрядчика в действующие бизнес-процессы заказчика с несением ответственности. Грамотно составленный Регламент взаимодействия позволяет не только обеспечивать полноценную реализацию бизнес-процессов на всех уровнях, но и прогнозировать риски неисполнения подрядчиком своих обязательств.
- Как происходит анализ технического процесса и выявление функций для передачи на аутсорсинг? - В настоящее время стратегия многих компаний содержит в себе отказ от собственных логистических структур, но это не означает отказ от логистики в целом. Компании сосредотачиваются на основном профильном бизнесе, выделяя непрофильные бизнес-процессы и передавая их на аутсорсинг.
Каким образом происходит разделение процессов на профильные и непрофильные? Например, компании-производителю может принадлежать такая стратегия: «Мы являемся производителями и продавцами конкретного продукта. Но мы не оказываем услуги по продвижению и перевозке нашего товара». Таким образом, на уровне стратегии компании, принят основной профиль деятельности – производство и продажа. А функции «Продвижение товара» и «Перевозка» определены как непрофильные и могут быть переданы на аутсорсинг маркетинговому агентству и транспортной компании соответственно.
На первом этапе оценки целесообразности перехода на аутсорсинг заказчик традиционно ориентируется на уровень ценового предложения, то есть на стоимость типичных логистических услуг. Однако, такой подход к оценке эффективности не всегда является верным.
Для формирования стоимости услуг аутсорсинга необходимо рассматривать всю технологию оказания услуг с учетом влияющих на нее факторов:
характеристики продукции;
величина грузопотока;
структура поставок;
частота поставок;
оборачиваемость склада;
технология и время операций ПРР и т.д.
Поэтому при формировании стоимости услуг аутсорсинга необходимо формировать калькуляцию и оценивать затраты постатейно. В противном случае тарифы могут иметь «среднее» значение и под влиянием отдельного фактора отклоняться в ту или иную сторону. В связи с этим я рекомендую осуществлять передачу непрофильных функций только под проектным управлением, которое выделяет следующие фазы:
Аудит бизнес-процессов подразделения.
Выделение функций для передачи на аутсорсинг.
Консультирование по разработке экономического обоснования передачи функции.
Разработка плана мероприятий по передаче функции на аутсорсинг.
Консультирование по составлению технического задания с описанием передаваемых функций.
Консультирование по разработке SLA между заказчиком и подрядчиком.
Консультирование по разработке проекта договора аутсорсинга. Разработка разделов договора, касающихся взаимодействию сторон, зон перехода ответственности, нормативной базы, регламента взаимодействия.
Разработка метрик, KPI, отчетности.
- В настоящее время на рынке известны услуги аутсорсинга 3PL и 4PL. Ограничивается ли аутсорсинг услуг только такими "формулами"? Пионерами аутсорсинга можно назвать IT сектор, за которым последовал аутсорсинг финансового сектора и аутсорсинг персонала, известный как аустаффинг. Что касается управления цепями поставок, то помимо аутсорсинга логистических функций на рынке действуют предложения аутсорсинга функции закупок. При аутсорсинге функции закупок возможен комплексный подход по управлению как стратегическими, так и вспомогательными закупками.
-Какие тенденции можно выделить в развитии аутсорсинговой логистики с привлечением железнодорожного транспорта? В логистике ЖД перевозок можно выделить следующие факторы, влияющие на доходность компании-оператора:
оборачиваемость подвижного состава
простои под погрузкой/выгрузкой.
Для снижения отрицательного эффекта данных факторов компании-операторы расширяют линейку своих продуктов и предлагают аутсорсинг интралогистики (технологические перевозки ЖД транспортом на территории заказчика). Таким образом предлагается:
организация комплексных транспортно-логистических услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Заказчик передает непрофильную для себя функцию. Исполнитель получает дополнительную статью заработка и контролирует работу (читай снижает простои) своего же подвижного состава на территории заказчика.
взаимоотношения с клиентом по принципу «одного окна», единый договор транспортного обслуживания на все услуги.
предоставление единой ставки на весь спектр оказываемых услуг.