Новости SCM Академии

Как выбрать систему интегрированного планирования

На сегодняшний день большинство компаний начинает рассматривать интегрированное планирование как конкурентное преимущество своей цепочки поставок по сравнению с традиционной бизнес-моделью, в которой основным объектом является только одна функция планирования и одна компания.
Планирование в цепочке поставок заключается в принятии решений на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и операционном в связке со всеми задействованными функциями – продажи, маркетинг, финансы, производство, логистика.

О системах интегрированного планирования сегодня беседуем с основателем SCM Академии Артемом Роговым. 


- Артем, интегрированное планирование для российского рынка — это относительно новое понятие, но перспективное. Что значит это понятие и как такая система позволяет повысить эффективность работы всех компаний-участников процесса?
- Я бы разделил это понятие на два уровня: 1. Это интегрированное планирование внутри одной компании, когда все виды планирования (сырье и материалы, производство, запасы, перемещения), продажи (промо, листинги и т.д.), маркетинг (новинки и другое), финансы вовлечены в процесс, осознают своё влияние и ответственность, обладают инструментами управления. 2. Это интеграция с поставщиками и клиентами. Чем шире цепочка, тем больше возможности для оптимизации запасов – достаточно держать самый большой запас на самом дешевом уровне себестоимости цепи поставок с учетом надежности логистики и сроков доставки – вместо отдельных запасов в каждой точке дистрибуции. Для этого без IT-решений не обойтись – нужна система моделирования и оптимизации, распределения запасов по цепи, связь всех уровней и функций планирования, молниеносная реакция ответственных на местах. Пример, если компания интегрирована с клиентами и поставщиками сырья, то, как только компания-производитель видит снижение запасов у клиента до согласованного уровня, система тут же формирует заявку на производство и, если необходимо, на закупку сырья. Это происходит еще до получения самой заявки от клиента, таким образом, вы уже подготовлены, а значит всё сделали с минимальными затратами и не потеряли в продажах. Конечно, есть нюансы, не всё так просто, но это пример для понимания как интегрированное планирование может повысить эффективность работы всех участников процесса. Там много всего можно улучшить – стоимость сырья, тарифов на перевозки, расходы на склады, эффективность промо, управляемость маркетинговых бюджетов и как результат – лучший P&L.

- Какие основные концепции /инструменты технологии интегрированного планирования?
- Технологии интегрированного планирования заключаются в данных, которыми владеют все задействованные лица: финансы – себестоимостью товаров, бюджетами; продажи – условиями акций; маркетинг – календарем запусков; планирование – архитектурой дизайнов; производство – мощностями линий; логистика – транспортными и складскими тарифами, сроками доставки и так далее. По сути всё зависит от трех моментов: 1. мастер-данные (они должны быть «чистыми», своевременно обновляться), 2. самого инструмента, который сможет обрабатывать большие массивы данных (у каждой компании своё понимание «больших данных», 3. цели, которые в разное время необходимо достигать (для этого прописывается алгоритмика работы системы). Должны быть инструменты в виде удобных и понятных интерфейсов пользователей, систем оповещения и согласования, быстрых расчетов.

- В чем же заключаются преимущества технологий интегрированного планирования? 
- Преимущества современных технологий в скорости обработки данных, возможности моделировать различные сценарии, а значит в своевременных и качественных бизнес-решениях. Для этого в идеале нужно иметь единую IT-систему на весь процесс, благо они сейчас на российском рынке есть и очень достойные (как отечественные, так и международные).
Технологию интегрированного планирования можно организовать и на разных системах, для этого необходимо четкая интеграция систем друг с другом, но должны понимать, что с каждым таким перемещением данные могут теряться, скорость передачи может быть низкая, возможна потеря части опций в моделировании и оценке рисков и возможностей от начала по всей цепочке. Есть, конечно, и несколько плюсов в такой «ромашке», но это уже другая история.

- Мог бы ты привести примеры успешного внедрения этой системы в российском бизнесе? 
- Многие крупные производители и ритейлеры уже неплохо продвигаются в интеграциях с клиентами и поставщиками со своими планами, но с точки зрения такой «бесшовной» интеграции примеров пока не так много. Не буду называть примеры, чтобы не выглядело рекламой той или иной системы – главное, что это уже возможно в наше время! Нужны всего две концептуальные вещи: 1. Договоренность всех функций, вовлеченных клиентов и компаний-поставщиков об открытости и сотрудничеству – это основополагающее условие. 2. Описание процессов взаимодействия, утверждение алгоритмов расчетов и схем коммуникации. А что касается IT-систем, то сейчас их на любой запрос, вкус и кошелек, которые гибко автоматизируют то, что требуется.

Эксперты SCM Академии в рамках услуги логистического консалтинга помогут подобрать систему планирования и прогнозирования под потребности вашего бизнеса.

Стартовая консультация SCM-экспертов по услугам логистического консалтинга в подарок до конца декабря!
Подробнее: https://scm-academy.ru/logistics_consulting