Новости SCM Академии

Шеринг инфраструктуры как тренд логистики

Шеринг инфраструктуры как тренд логистики


Рынок совместного потребления динамично растет. Экономика совместного использования или sharing economy уже охватывает все сферы жизни: от сдачи в аренду жилья до каршеринга и фудшеринга, и она начала проникать в сегмент транспортной логистики. Логистика охватывает шеринг инфраструктуры в качестве сотрудничества в цепочках поставок, отраслевыми кроссоверами и неожиданными партнерствами, обеспечивая эффективность выполнения и транспортировки. Основными драйверами тренда на совместное использование ресурсов являются пять факторов:

•глобальная экономическая рецессия,
•развитие технологий,
•изменившаяся модель потребления новых покупателей,
•индивидуализация спроса
•использование шеринговых сервисов превысило удобство владения определенным ресурсом.

В логистической сферt шеринг инфраструктуры в настоящее время находится в процессе перехода с ручного и линейного управления процессами на технологичную автоматизацию и коллаборативность, а также является двигателем роста.

Тренд на sharing logistics растет, так как инновационными технологии и коллаборативность позволяют решить главные проблемы в отрасли: утилизации логистической инфраструктуры и незапланированного заранее объема перевозок. Во-первых, технологии позволяют планировать и контролировать перевозки в режиме реального времени по алгоритму наибольшей экономической эффективности для всех участников системы через моментальное планирование маршрута для перевозчиков. Во-вторых, с помощью современных систем управления логистикой пиковое время доставки может быть спрогнозированно достаточно точно. Если раньше компании осуществляли доставку минимум через 2-3 дня, теперь заказы возможно получить не только уже через сутки, но и день в день. В мире доставки бизнес-модели выполнения заказов, работающие на гипербыстрых скоростях доставки, пересекаются с коммодитизацией и монетизацией физических активов в экономике совместного использования и делают эти активы доступными всякий раз, когда люди хотят или нуждаются в них по более доступным ценам.  

Безопасность такого тренда подразумевается под собой защищенность сборных грузов или элементов инфраструктуры при совместном использовании, сохранность персональной или коммерческой информации при использовании коллаборативных систем. Решение этого вопроса заключается в повышение прозрачности логистической системы в целом. Современные коллаборативные ИТ-системы позволяют отслеживать и контролировать абсолютно все процессы логистики онлайн.

Совместная доставка, шеринг инфраструктуры, и экономика совместного использования позволяет компаниям снизить транспортные расходы, что, как правило, также является их основным мотивом для поиска возможностей совместного использования транспорта.


Совместное складирование

Склады, которые предоставляют площади сразу нескольким компаниям, позволяют поставщикам логистических услуг 3PL достигать значительной экономии от масштаба. Работая на одном складе (вместо двух или более складов в одной регионе), компания может использовать меньше ресурсов для удовлетворения потребностей нескольких клиентов. 

Обычно распределение площадей на складах, которые используются несколькими клиентами, не является достаточно гибким: в договоре на оказание услуг складирования оговариваются фиксированные площади и определенный срок времени. В рамках концепции sharing economy  компании могут более эффективно разделить пространство склада, тем самым повышая производительность и сокращая расходы на складское хранение. Концепция совместного складирования подразумевает использование цифровой платформы обмена данными о свободных площадях склада и позволяет пользователям склада платить только за используемое пространство. Сочетание такого подхода с новыми инструментами складского учета и анализа свободного пространства позволяет добиться значительного повышения уровня “утилизации” склада. Свободное складское пространство может быть выставлено через специализированный маркетплейс в аренду для новых клиентов поблизости, которым нужны складские площади. 

Подобный подход успешно реализован американским стартапом Flexe. Компания разработала маркетплейс для аренды свободного складского пространства, который включает в себя сеть из 370 складов в 45 регионах и позволяет получить доступ  к складской площади более 400 000 паллет на территории США. Flexe позволяет складам по максимуму использовать свое пространство. Чтобы использовать маркетплейс Flexe, клиенты могут начать с минимального объема от 50 паллет, от 30 дней срока или от 500$ стоимости аренды. В свою очередь Flexe берет комиссию в 20% с каждой транзакции. Такая модель взаимодействия особенно удобна для ритейлеров или сезонного бизнеса, которому требуются услуги кратковременного хранения.


Совместное использование спецтехники и оборудования


Операторы логистических услуг могут использовать бизнес-модели совместного использования  для оптимизации использования активов и получать дополнительный доход от арендной платы. К примеру, в строительной отрасли специализированное оборудование, такое как бульдозеры, экскаваторы и землеройные машины, может простаивать около 70% времени. Чтобы увеличить использование оборудования, американский стартап Turo предоставляет сервис для проката транспорта, используя который, владельцы транспортного средства делятся им на ежедневной основе. Логистические компании часто управляют автопарками небольших и средних автофургонов, которые бездействуют в выходные и нерабочие часы. Открывая доступ к этим недостаточно используемым транспортным средствам с помощью специализированной платформы, люди могли бы арендовать эти автомобили на выходные для своих личных нужд. Предоставляя платформу для сдачи в аренду грузовиков, у логистических провайдеров есть возможность удовлетворить дополнительный спрос, получая доход от своих активов в нерабочее время. 

Американские компании Yard Club и MuniRent являются интересным примером того, как сложная спецтехника предоставляется в совместный доступ между строительными компаниями и местными муниципалитетами, чтобы повысить эффективность ее использования. Внутри каждого склада есть специализированный парк погрузчиков, каров и другого сложного погрузочно-разгрузочное оборудования, которое используется только в рабочее время. Если склад не работает в  3 смены 24/7 , то этот парк не используется в течение одной или двух смен в день, а также целые выходные. В эти часы незанятая техника может быть сдана в аренду на маркетплейсе для нужд других организаций. 

В нефтегазовой отрасли комбинация подобного маркетплейса и логистического опыта  позволило использовать сложное буровое оборудование, землеройные машины и другую спецтехнику в совместном использовании между соседними компаниями в беспрецедентном масштабе. Такая бизнес-модель генерирует дополнительный доход в форме арендной платы для владельца актива, способствует увеличению объемов для логистических компаний, специализирующихся на перевозках сложной спецтехники и снижению расходы для ее пользователей.

Еще одни примером sharing economy в логистике является так называемый пулинг паллет. Пулинг – это система оборота тары, при которой клиент берет паллету в пользование, а не покупает ее. Клиент пользуется тарой, пока она ему нужна – размещает на ней товары и отправляет ее контрагенту. Все что происходит с паллетой после отправки по месту назначения – забота пулингового оператора. По данной модели работают уже многие российские компании. Для клиентов такого оператора цикл паллеты начинается с момента доставки тары на склад или производственный объект до уведомления оператора об отправки паллет контрагенту. Обычно бывает три варианта услуг аренды на циклы 30, 15 и 7 дней. Разница между затратами на пользование собственными паллетами и оборотными может достигать от 17% до 30 %. Подобная бизнес-модель также ведет к рациональному использованию ресурсов и снижению негативного влияния на окружающую среду.