Новости SCM Академии

Тонкости закупок: интервью с тренером SCM Academy Лилией Левиной

Каждая компания должна стремиться к постоянному повышению эффективности процессов снабжения. Сегодня мнением и рекомендациями с нами поделится Лилия Левина, тренер SCM Academy, автор корпоративного тренинга "Основы управления закупками", эксперт в управлении изменениями и проектами, направленными на повышение качества работы закупок.

1)    Лилия, расскажите, пожалуйста, какие основные процессы сопровождают закупочную деятельность?
— В настоящее время в компаниях реализованы разные структуры отдела закупок, и в зависимости от этого процессы отличаются.
Но в качестве основных, безусловно, можно выделить: анализ рынка ресурсов и выбор на его основе лучшего сценария по обеспечению; планирование и контроль поставок; соблюдение договорных обязательств; контрактная работа; поиск новых поставщиков; активное участие в мероприятиях по снижению себестоимости.

2)    Какие ошибки чаще всего совершают в своей деятельности эксперты, занимающиеся закупками?
— Зачастую эксперты по закупкам упускают из вида понятие стоимости владения ресурсом, опираясь только на цену, что может таить в себе дополнительные потери для компании или, наоборот, экономить затраты.
Также иногда имеет место недостаточное внимание к выстраиванию партнерских отношений с контрагентами, к особенности их рынков. Понимая потребность поставщика, есть вероятность найти совместные проекты и решения, реализация который принесет профиты обеим сторонам и реализует стратегию « Win-Win». Менеджеры нечасто спрашивают у партнеров «Чем мы можем быть вам полезны?», хотя этот вопрос может открыть самые неожиданные двери.

3)    Какие модели и подходы к закупкам кажутся вам наиболее эффективными?
— Как организационная модель, наиболее эффективной выглядит функциональное разделение закупок на управление закупками и управление поставками и запасами. В реальности, очень немногие компании решились на реализацию такой модели, и в основном, эти функции выполняют одни и те же люди. 
Ключевым же подходом я бы назвала «Ловлю карасей там, где они есть» т.е. специалист, ведущий закупочную деятельность, должен владеть самой актуальной информацией о рынке ресурса, об особенностях поставщиков и своем положении как покупателя. Это даст понимание стратегии поведения для достижения наибольшей эффективности.

4)    Какие ключевые показатели вы можете посоветовать использовать для оценки эффективности закупок?
— Линейные менеджеры, как правило, оцениваются по степени влияния на основные финансовые показатели, которые отражаются в отчетности Компании:
- влияние на P&L путем работы с ценой и стоимостью владения;
- влияние на рабочий капитал;
- усилия направленные на снижение объемов запасов и увеличение финансирования со стороны поставщиков, что находит отражение в Cash flow
Далее каждая компания выбирает дополнительные показатели, необходимые для оценки специалиста в конкретной отрасли.
Для менеджеров высшего звена целесообразно использовать показатель доли затрат в NSV (Net sales volume)

5)    Допустим, компания пришла к пониманию, что закупочный процесс выстроен неэффективно. С чего начать процесс перестройки этого процесса?
— Процесс реинжиниринга нужно начинать с определения, что у нас есть сейчас, и четкого понимая, куда мы хотим прийти. Именно отсюда будет вытекать план мероприятий по реализации изменений.
(Оригинал интервью также опубликован в СМИ "РЖД-Партнер")

Совершенствуйте профессиональные компетенции с SCM Академией!