Сегодня мы раскроем тему S&OP: что это такое и какие этапы успешного внедрения S&OP существуют в бизнес-практике.
S&OP – это набор ежемесячных мероприятий, направленных на превращение стратегического плана в конкретные шаги по его реализации; процесс, внедрение которого ведет к снижению издержек во всей цепочке поставок.
Это не просто инструмент оптимизации, это культура, способная синхронизировать работу подразделений компании, дающая инструменты для эффективного выстраивания процессов и получения оперативной обратной связи.
Методология S&OP пользуется популярностью уже несколько лет. Общая цель ее применения – налаживание взаимодействия между подразделениями продаж и операций и согласование их планов действий. То есть, планы подразделений должны быть приведены в соответствие друг с другом и в то же время оптимально соотноситься с бизнес-целями компании. Для этого S&OP-мероприятия должны разрешать вопросы, связанные со стратегией компании, рисками, но не затрагивать тактику и исполнение. Речь идет о крупном масштабе, а не о деталях: общая производительность, а не скорость отдельных операций, товарные группы, а не отдельные товары. Для решения насущных вопросов, связанных с приведением к единым целям деятельности отделов продаж и операций, проводятся регулярные (как правило, ежемесячные) собрания при участии всех ответственных сторон.
Полный цикл S&OP имеет следующую структуру: · Предварительный этап: переходящий план, устранение исключений, решение проблем. · Оперативное планирование: назревшие вопросы, обзор показателей эффективности, утверждение плана поставок и финансового плана. · Сбор данных: фактические данных об объемах продаж и поставок, статистический прогноз. · Планирование спроса: участие руководств\. Согласование планируемого спроса, KPI планирования спроса · Планирование поставок: ограничения по производственным мощностям, планы поставок, уровень запасов, KPI планирования поставок.
Секреты успешного внедрения: 1. Сотрудники и руководство. Выработка правильного отношения: формирование общего видения взаимодействия у всех сторон. Приведение стратегии поставок в соответствие с общей стратегией, единая цель для всех функций. 2. Данные и процесс. Формализация процесса, получение и предоставление сотрудникам надежных данных. Расстановка долгосрочных ориентиров. Внедрение S&OP должно осуществляться с соблюдением нужного уровня агрегирования данных. 3. Дать сотрудникам соответствующий инструментарий. 4. Определить общую позицию по целям, которые должны соответствовать бизнес-стратегии.
Плюсы внедрения: · Создание прогноза продаж и плана поставок как как элемента оперативно-технического планирования. · Финансовая информация для топ-менеджеров. · Разделение активных и пассивных продаж. · Прозрачность процессов.
Успешное внедрение S&OP – это больше, чем выполнение пошаговых инструкций. Это означает, что вы делаете все не просто лучше, а иначе и командно.
Подробнее о S&OP на новогоднем образовательном марафоне "Мешок знаний" расскажет основатель SCM Академии Артём Рогов.