Новости SCM Академии

Тренды цифровизации транспортной отрасли

Тренды цифровизации логистики

Глобальные потрясения в экономике изменили правила игры в грузоперевозках. Логистический бизнес пытается адаптироваться — найти новые продукты, сохранить клиентов и сократить расходы. Рассказываем, какие IT-технологии актуальны для транспортной отрасли и как они помогают приспособиться к новой реальности.
Нестабильность вынуждает компании отказываться от тяжеловесных и долгосрочных стратегий. Стратегия на 5–10 лет в текущих условиях — больше не поэтапный план, а скорее вектор, по которому будет развиваться отрасль. При коротком горизонте планирования растет роль регулярной внутренней аналитики: что было плохо в прошлом, что сделано хорошо, а что сделано неоднозначно. Этот анализ помогает определить, какие направления перспективны и какими принципами руководствоваться.
Создание добавленной ценности через IT. Даже тяжелое производство фокусируется на создании добавленной стоимости через информационные технологии. Стоимость «железа» в конечном продукте составляет меньше половины, остальное — бренд и разработка. Поэтому роль продуктовых команд в бизнесе возрастает. Их задача — увидеть ценность для клиента и воплотить ее в конечном продукте.
Фокус на сохранение клиентов. Расти, когда растет рынок, не так сложно. Сложно сохранить вектор развития, когда рынок падает. Много компаний сократили объемы заказов или вовсе ушли из России. Перевозчики предлагают схожий продукт, поэтому вынуждены конкурировать по цене и акцентировать внимание на поддерживающих процессах. Этот подход дает больше ценности для клиента. Грузоотправители должны быть довольны услугами, иначе они уйдут к конкурентам. Важны выполнение соглашения по качеству и мониторинг клиентской реакции.
Сбор данных и аналитика. В логистике участвует много сторон: получатели и отправители, логистическая компания и ее службы, внешние поставщики и т.д. Каждая из них влияет на качество всей цепи. Здесь много точек для внедрения улучшений. И, если сейчас компании научились собирать и обрабатывать данные внутри себя, то уровень межфирменного обмена информацией остается низким — мало кто хочет открывать информацию для других. Безопасные технологии для сбора и обмена данными будут актуальны для всех, кто участвует в товародвижении.
Инновации на основе блокчейн и искусственного интеллекта. IT-тренды последних лет приходят и в транспортировку: блокчейн и искусственный интеллект уже сегодня помогают улучшить клиентский сервис и сформировать более справедливые тарифы и маршруты.
Продуктовое управление. Классическое бюджетирование сменяется на управление, ориентированное на продукт. В приоритете создание потока небольших пилотных продуктов (MVP) и прототипов. Это помогает иначе взглянуть на то, что вы делаете хорошо. Перевозчики испытывают схожие проблемы: как внедрить систему управления складом, какой маршрут выбрать для экспорта товаров и проч. Если вы нашли эффективное решение — из него можно сделать отдельный продукт и вывести на рынок. На глобальном уровне обычной практикой становится создание консалтинговых компаний или интеграторов TMS-систем при логистическом операторе, который научился решать актуальную для всех проблему.
IT-решения по оптимизации затрат и управления финансами. Когда спрос нестабилен — нужно переводить как можно больше постоянных затрат в переменные. Так ты платишь за ресурсы, только если пользуешься ими. Стратегия сокращения постоянных затрат делает бизнес устойчивым к внезапным изменениям, и позволяет сосредоточиться на основной деятельности. К подобным инструментам оптимизации расходов в перевозках также можно отнести аренду облачных серверов, использование решений по типу SaaS и лизинг транспортных средств.
---
Роль IT-разработки в создании добавленной ценности в логистике растет с каждым годом. Технологии помогают сокращать затраты, принимать решения и создавать продукты. А мониторинг и аналитика, документооборот, автоматизация бизнес-процессов, работа с клиентами уже давно перешли «в цифру».